Тюнинг
Инерционный наддув.
Инерционный наддув
Почти девяносто лет назад в автомобильную технику пришел наддув.
Смысл его в том, что если в цилиндры двигателя "затолкать"
как можно больше рабочей смеси, то можно заметно поднять мощность.
Собственно, даже не смеси, а воздуха. Ведь именно воздух содержит
столь нужный для сгорания топлива окислитель - кислород. Для нагнетания
воздуха или смеси в цилиндры служат нагнетатели: объемные и центробежные.
Объемные (их иногда называют роторными) приводятся от двигателя:
набором шестерен, ремнем или цепью. Они дают заметный прирост мощности
в диапазоне средних оборотов, но скорее способствуют увеличению максимального
крутящего момента. Правда, для их привода расходуется довольно большая
мощность. Центробежный нагнетатель работает как центробежный насос.
Его нагнета тельное колесо сидит на одной оси с газовой турбиной.
Вращение ее рабочему колесу придает энергия отработавших газов. Газотурбинный
наддув, или просто турбонаддув, дает ощутимый прирост мощности в
зоне высоких оборотов. Но он не сказывается на повышении расхода
топлива, как бывает с объемными нагнетателями. Объяснение простое
-используется энергия отработавших газов, которая обычно рассеивается
вместе с этими газами. Есть третий вид наддува - инерционный. Он
не требует нагнетателя вообще. Подача воздуха или смеси происходит
от сочетания колебательных процессов во впускном и выпускном каналах.
Их длину можно подобрать так, чтобы столб воздуха (как его называют)
или смеси на определенных оборотах двигателя колебался "в ногу"
со столбом отработавших газов. И такое синхронное их колебание позволяет
затягивать (другого слова не найти) в камеру сгорания больше воздуха,
то есть окислителя, чем обычно. Беда в том, что инерционный (резонансный)
турбонаддув наступает в определенном режиме работы мотора по числу
об/мин. Подбирая длину впускного канала, можно создать инерционный
наддув на любых оборотах. При одной длине впускного канала прирост
мощности, а следовательно, и крутящего момента можно получить на
средних оборотах, при другой - на высоких. Чтобы выиграть и в росте
мощности, и в росте крутящего момента, на некоторых современных моторах
воздуху предлагается идти по двум разным впускным каналам: короткому
и длинному.
 |
 |
Длинный и короткий впускные каналы в системе двухрежимногоинерционного
наддува
Роль стрелочника, переключающего пути воздуха, выполняет заслонка
вроде дроссельной. Управляет ею микропроцессор, который запрограммирован
при росте числа оборотов точно выбирать момент, когда следует направить
воздух по тому или иному пути. Такая система двухрежимного инерционного
наддува сегодня получает все большее распространение