Тюнинг

 

Инерционный наддув.

Инерционный наддув
Почти девяносто лет назад в автомо­бильную технику пришел наддув. Смысл его в том, что если в цилин­дры двигателя "затолкать" как мож­но больше рабочей смеси, то можно заметно поднять мощность. Собственно, даже не смеси, а воздуха. Ведь именно воздух содержит столь нужный для сго­рания топлива окислитель - кислород. Для нагнетания воздуха или смеси в цилиндры служат нагнетатели: объем­ные и центробежные. Объемные (их ино­гда называют роторными) приводятся от двигателя: набором шестерен, ремнем или цепью. Они дают заметный прирост мощности в диапазоне средних оборо­тов, но скорее способствуют увеличению максимального крутящего момента. Правда, для их привода расходуется до­вольно большая мощность. Центробежный нагнетатель работает как центробежный насос. Его нагнета тельное колесо сидит на одной оси с га­зовой турбиной. Вращение ее рабочему колесу придает энергия отработавших газов. Газотурбинный наддув, или про­сто турбонаддув, дает ощутимый при­рост мощности в зоне высоких оборотов. Но он не сказывается на повышении рас­хода топлива, как бывает с объемными нагнетателями. Объяснение простое -используется энергия отработавших га­зов, которая обычно рассеивается вмес­те с этими газами. Есть третий вид наддува - инерцион­ный. Он не требует нагнетателя вообще. Подача воздуха или смеси происходит от сочетания колебательных процессов во впускном и выпускном каналах. Их дли­ну можно подобрать так, чтобы столб воздуха (как его называют) или смеси на определенных оборотах двигателя коле­бался "в ногу" со столбом отработавших газов. И такое синхронное их колебание позволяет затягивать (другого слова не найти) в камеру сгорания больше возду­ха, то есть окислителя, чем обычно. Беда в том, что инерционный (резо­нансный) турбонаддув наступает в оп­ределенном режиме работы мотора по числу об/мин. Подбирая длину впускно­го канала, можно создать инерционный наддув на любых оборотах. При одной длине впускного канала прирост мощ­ности, а следовательно, и крутящего момента можно получить на средних оборотах, при другой - на высоких. Что­бы выиграть и в росте мощности, и в росте крутящего момента, на некоторых современных моторах воздуху предлагается идти по двум разным впускным каналам: короткому и длинному.



Длинный и короткий впускные каналы в системе двухрежимногоинерционного наддува


Роль стрелочника, переключающего пути воздуха, выполняет заслонка вроде дроссельной. Управляет ею микропро­цессор, который запрограммирован при росте числа оборотов точно выбирать момент, когда следует направить воз­дух по тому или иному пути. Такая сис­тема двухрежимного инерционного над­дува сегодня получает все большее распространение



WEB-MAKE©

Vectra Club Lipetsk

Rambler's Top100